×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Стратегия

Аннотация

Стратегия основных направлений научно-технического и инженерно-технологического развития в Ростовской области

Материалы съезда

Ростовское отделение Российской инженерной академии
Ассоциация «Высокие технологии»
Совет директоров предприятий города Ростова-на-Дону
Открытое акционерное общество «Роствертол»
Открытое акционерное общество «НПП КП Квант»
Южный федеральный университет
Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ
Администрация Ростовской области

 

“Инженер России – созидатель
достойной жизни страны!”

 

I съезд
инженеров ДОНА

 

СТРАТЕГИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Ростов-на-Дону, 12 октября, 2007 г.


НАВСТРЕЧУ 1-МУ СЪЕЗДУ ИНЖЕНЕРОВ ДОНА: СТРАТЕГИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Преамбула
Долгосрочные интересы России состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство. Особая роль Ростовской области в этом процессе связана с его географическим положением, наличием значительного природно-ресурсного, производственного, научно-технологического, образовательного и кадрового потенциалов. Ростовская область устойчиво входит в число наиболее динамично развивающихся регионов России. На Дону выпускается 100% магистральных электровозов, 94% швейных машин и 70% зерноуборочных комбайнов. Не малую роль в таком положении играют как естественно-природные, так и искусственные непрерывно формируемые и развиваемые ресурсы. Среди них благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, высокий уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, жилищно-коммунальная инфраструктура. Однако, наряду с указанным, отдельно следует отметить высокий уровень конкурентоспособности ростовских предприятий на внутренних и международных рынках и привлекательности области для внешних и внутренних инвесторов, определяемый в первую очередь техническим, технологическим и творческим потенциалом науки и производства. Именно опора на высокотехнологичный наукоемкий сектор промышленности позволяет формировать стратегию основных направлений научно-технического развития Ростовской области, отвечающую насущным потребностям России и ключевым вызовам современной цивилизации.
Глобальной целью реализации данной стратегии является формирование и развитие высокотехнологичного сектора науки, образования и промышленности Ростовской области, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие ЮФО и России, повышение ее национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий.
Достижение цели предполагает решение следующих стратегических задач:

  1. Формирование сильных в научном, методическом, имущественном, финансовом, управленческом, социальном и кадровом плане инженерных университетов инновационного типа, способных обеспечить эффективную государственную поддержку модернизации системы высшего профессионального образования, повышение конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Ростовской области, подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов, укрепление научно-образовательных связей с зарубежными странами.
  2. Создание инновационной системы Ростовской области, обеспечивающей взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития, в том числе, развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона прежде всего в секторах, в которых Ростовская область имеет достаточный научно-технический задел для общероссийского и мирового лидерства.
  3. Модернизация промышленного производства Ростовской области, а также создание новых производств, ориентированных на высокие технологии, опирающихся на глубокую интеграцию науки – образования – производства - бизнеса, обеспечивающих эффективное использование научно - технического и инженерно - технологического потенциала, определяющих необходимый уровень конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и технологий.
  4. Развитие инженерной инфраструктуры Ростовской области, насыщение научных, образовательных и промышленных организаций высокотехнологичным оборудованием, организация доступа всех участников инновационных процессов через центры коллективного пользования и инновационно-консалтинговые центры субконтрактации к новейшим технологиям и оборудованию.
  5. Повышение социального статуса инженерного корпуса, престижности и востребованности инженерного труда, обеспечение права инженера на непрерывное профессиональное образование, организация инженерных клубов, Интернет-сайтов, порталов и форумов.

Формирование инженерных университетов инновационного типа
Формирование университетов инновационного типа потребует радикальной структурной модернизации региональной системы высшего профессионального образования с акцентом на подготовку топ-менеджеров и элитных инженерных кадров для инновационных сегментов экономики. Ядром этого модернизационного процесса станет Южный федеральный университет, интегрирующий потенциал ведущих вузов Ростовской области.
Южный федеральный университет является крупнейшим научно-исследовательским и образовательным комплексом, доминирующим в рамках Ростовской урбанизированной зоны и на Юге России в целом. Концентрация финансовых и административных ресурсов в рамках Программы развития ЮФУ позволит осуществлять эффективную координацию в системе «федеральный центр - регионы ЮФО», сформировать уникальный научно-образовательный центр мирового уровня, способный обеспечить подъем экономики и решение проблем в социальной сфере, в том числе, учитывая традиционную, исторически сложившуюся роль вузов, вошедших в ЮФУ, создать эффективную площадку межконфессионального, межэтнического диалога, обеспечить подготовку региональных элит. Для этого необходимо сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях научно-образовательной деятельности и перераспределить существующие ресурсы ЮФУ в пользу приоритетных направлений его научно-образовательной деятельности. Такими приоритетными областями развития ЮФУ являются:

  1. Наноматериалы, нанотехнологии, устройства и системы на их основе.
  2. Биотехнологии, технологии живых систем, экологическая безопасность.
  3. Информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы.
  4. Морская, авиационная и ракетно-космическая техника, радиотехника, автоматика и управление.

    •      Проектирование и дизайн изделий, архитектурной среды, землеустройство и кадастр.
Существенное значение для реализации этих образовательных- программ будет иметь качественное преобразование регионального рынка образовательных услуг. Несмотря на его насыщенность, он характеризуется делением на отдельные локальные сегменты, в которых действуют масштабные вузовские комплексы, и отчетливыми структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов. Устойчиво высокий конкурс в вузы региона обусловлен сегодня не запросами рынка труда, а спросом населения региона на образовательные услуги. Динамика спроса на образовательные услуги вузов в ближайшие годы будет определяться не демографическим спадом, а реструктуризацией рынка образовательных услуг, диктуемой модернизационными процессами в экономике.
Формирование инновационной системы Ростовской области требует решения следующих основных задач:

  1. совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия научных организаций и вузов с промышленными предприятиями, в целях внедрения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
  2. проведения действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирования внебюджетного финансирования, создания институционально-правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
  3. создания и развития объектов инфраструктуры инновационной системы (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия росту количества субъектов инновационной деятельности, электронных бирж интеллектуальной собственности и научно - технических услуг.

Опорными блоками инфраструктуры инновационной системы выступают существующие и активно развивающиеся учебные научно-инновационные комплексы, центры коммерциализации и трансфера технологий, технопарки, инновационно - технологические центры, в которых создана среда для коммерческого освоения инноваций в научно-технической и промышленной сферах.
Инновационный процесс возможен только при наличии связей между ключевыми его участниками - научными организациями и вузами, малыми фирмами, крупными промышленными предприятиями. Эффективное функционирование региональной инновационной системы обеспечивается активизацией управляющего воздействия органов государственной власти Ростовской области на развитие инновационной инфраструктуры, положительную динамику среды организационно-управленческой и производственной поддержки субъектов инновационной деятельности - технопарков, центра трансфера технологий, бизнес - инкубаторов. Эффективным механизмом привлечения капитала в инновационную систему являются венчурные фонды и компании. В связи с этим необходима активизация работы по созданию венчурного фонда Ростовской области как рыночного механизма финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности, стимулирования развития малых наукоемких предприятий. Важными направлениями финансового обеспечения инновационной деятельности также являются: привлечение средств международных и российских организаций (ОАО «Российская венчурная компания», Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), венчурных фондов, «бизнес - ангелов» и др.), участие в федеральных программах, инвестиционных проектах.
Модернизация промышленного производства Ростовской области, а также создание новых производств
Позитивные изменения, наметившиеся в регионе в последние годы, связаны с наличием ряда перспективных предприятий и отраслей (топливной, металлургической, химической, АПК, машиностроения и ряд других), в которые стал активно перетекать капитал российских и иностранных финансово-промышленных групп. Развитие Юга России по инновационно-ориентированному сценарию должно сопровождаться интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов и ослаблением зависимости от нефтегазового и сырьевого секторов. Финансовые средства должны инвестироваться в модернизацию традиционных индустриальных, развитие новых постиндустриальных секторов экономики, реализацию национальных проектов, среди которых наиболее важные - развитие образования, здравоохранения и, агропромышленного комплекса. На территории Юга России созданы условия для образования ряда технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры, в том числе, в промышленности (топливно-энергетического, машиностроения, металлообработки, новых материалов, военно-промышленного и аэрокосмического комплексов), в аграрной сфере (зернового, производства и переработки семян подсолнечника, животноводческого и новых высокотехнологичных методов производства, в том числе, белоксодержащих пищевых добавок), в сфере услуг (курортно-рекреационного и информационно-аналитического). Иннновационно - ориентированный сценарий развития Ростовской области, по оценкам специалистов Центра стратегических разработок МЭРТа, обеспечит структурную перестройку экономики региона, модернизацию отраслей производства на базе современных технологий, ежегодный рост ВВП в 2007-2010 гг. на 4-5%, в 2010-2015 гг. - 4,5-5,5% (в машиностроении - на 7%, легкой и пищевой промышленности, торговле - на 7-8 %). Это должны обеспечить как уже реализуемые ФЦП, так и планируемые к реализации капиталоемкие инвестиционные проекты в сфере военно-промышленного, аграрного, транспортного и коммуникационного комплексов.
Развитие инженерной инфраструктуры Ростовской области
Развитие инженерной инфраструктуры Ростовской области потребует вести одновременно как региональные мега-проекты, так и мини-проекты уровня конкретных предприятий. К мега-проектам инженерной инфраструктуры Ростовской области следует отнести проект международного аэропорта, который предполагается построить на территории бывшего Батайского авиагородка (он будет способен принимать воздушные суда всех типов и обслуживать до 8 млн. пассажиров в год); проект универсального порта, который разместится на 280 га ростовского левобережья (это оздоровление экологической обстановки, возможность перевалки 16,5 млн. тонн грузов); участие в создании второй ветки Волго-Донского канала и, соответственно, повышение конкурентоспособности наших судоходных компаний, проект 2-го энергоблока Ростовской АЭС, проект магистральных газопроводов и разводящих сетей к ним, комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области и другие.
Мини-проекты уровня конкретных предприятий связаны с созданием и освоением перспективных технологических процессов, развитием производств нового технологического уровня, обеспечивающих ускоренное наращивание объемов производства конкурентоспособной продукции.
Капитальные вложения направляются на техническое перевооружение предприятий, насыщение научных, образовательных и промышленных организаций высокотехнологичным оборудованием, опережающее развитие вертикально интегрированных систем автоматизированного проектирования сложных электронных компонентов, аппаратуры и систем для достижения мирового уровня, создание новых высокотехнологичных рабочих мест.
Должны сыграть свою роль и новейшие технологии организации инженерной инфраструктуры: организация доступа всех участников инновационных процессов через центры коллективного пользования и инновационно - консалтинговые центры субконтрактации к новейшим технологиям и оборудованию, восстановление и развитие межведомственной кооперации на основе создания непрерывного цикла «фундаментальные исследования - серийное производство»; организация «виртуальных» предприятий для продвижения высоких технологий и другие.
Повышение социального статуса инженерного корпуса, престижности и востребованности инженерного труда
Инженер - созидатель по определению, творец по призванию, инноватор по сути. Пришло время, когда страна и наш регион, в частности, должны принципиально изменить отношение к специалистам инженерной сферы деятельности. Повышение конкурентоспособности на рынке инженерного труда должно сопровождаться ростом благосостояния инженерного корпуса, вследствие эффективной реализации накопленного человеческого капитала. Пора привести в соответствие статус инженерного корпуса высочайшему уровню стоящих и решаемых им задач развития России.
Среди прав инженера первыми должны быть обеспечены права инженера на непрерывное профессиональное образование. Нынешняя цивилизация по образному представлению фантастов представляет собой гонку между катастрофой и образованием. У научно-технического прогресса нет остановок, не может быть остановок и в профессиональном развитии инженера. Особое внимание должно уделяться междисциплинарным направлениям в подготовке и переподготовке специалистов для работы в сфере высоких технологий. Дни знаний, курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, второе профессиональное образование и т.п. - всё это необходимо сделать нормой инженерной деятельности.
На новый уровень необходимо поднять и среду инженерного взаимодействия. Организация инженерных клубов, Интернет-сайтов, порталов и форумов, создание электронных журналов типа «Инженерного вестника Дона» - все это первоочередные задачи Инженерной академии.
Реализация инновационного сценария развития Ростовской области приведет к интенсивным структурным сдвигам в пользу высокотехнологичных секторов экономики. Это потребует качественно нового «человеческого капитала», который должен быть восприимчив к новациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сфере информационных технологий, экономики и менеджмента. Именно такие специалисты способны существенно повысить эффективность традиционных отраслей экономики и создать тот ресурсный потенциал, который необходим для актуальных структурных преобразований. Одновременно требуется опережающая подготовка кадров новой формации для развития высокотехнологичных секторов. Комплексное решение этих двух задач соответствует долгосрочным интересам России, которые состоят в создании экономики инновационного типа, интегрированной в евразийское экономическое пространство.