Трещиностойкость железобетонных элементов со скозными отвестиями при кручерии и при кручении с изгибом
Аннотация
Дата поступления статьи: 27.02.2013Рассматривается трещиностойкость железобетонных элементов со сквозными отверстиями. Сопоставление теоретических и опытных моментов трещинообразования при кручении и при интенсивном кручении с изгибом. Предложена формула для практических расчетов трещиностойкости железобетонных элементов со скозными отверстиями при кручении и формула для оценки трещиностойкости железобетонных элементов со сквозными отверстиями при интенсивном кручении с изгибом.
Ключевые слова: трещина, изгиб, кручение, железобетон, элемент, отверстие, балка
Железобетон, как наиболее экономичный материал для строительных конструкций в обозримом будущем будет основным в практике строительства. Как известно стоимость железобетона определяется стоимостью входящих в его состав материалов, экономия которых является важнейшим источником снижения материалоемкости и стоимости конструкций [1].
На практике одним из путей экономии материалов является разработка и совершенствование методов расчета [3,4,5], отвечающих наилучшим образом действительной работе конструкции. Отсутствие подобных методов при составлении нормативных документов приводит к принятию расчетных положений, заведомо предполагающих необоснованный запас прочности .
Способность железобетонных конструкций выполнять требуемые функции в течение длительного времени при эксплуатации в разных условиях определяет сочетание свойств арматуры и бетона [7].
Основным способом оценки состояния материала являются различные разрушающие методы – многочисленные испытания на растяжение, сжатие, изгиб и т.д. [2]. Разнообразие случаев разрушения и параметров, от которых зависят эти случаи, при их исследовании предполагает необходимость привлечения как можно большого экспериментально-теоретического материала [9,10] .
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что она посвящена совершенствованию методики расчета прочности железобетонных стержней сквозного сечения, подверженных кручению и изгибу с кручением.
При исследовании трещиностойкости железобетонных элементов в основу была положена методика, разработанная Касаевым Д. Х. [6]. По этой методике теоретическое значение момента образования трещин опытной балки сплошного сечения определяется по формуле
, (1)
- упругопластический момент сопротивления образца сплошного сечения; b и h – ширина и высота поперечного сечения балки соответственно.
Как будет вести себя балка со сквозным отверстием под действием крутящего момента неизвестно. Поэтому были осуществлены расчеты по трем вариантам:
первый вариант – расчет как сплошной балки по формуле (1);
второй вариант – расчет отдельно для каждой ветви балки с последующим удвоением результата, т. е. по формуле
, (2)
где момент сопротивления сечения ветви балки равен ;
b и d – высота и ширина сечения ветви соответственно;
третий вариант – расчет по формуле (1) за вычетом размеров отверстия, т. е. по формуле
, (3)
где;; ;;;; d – высота сечения ветви; b - ширина сечения балки.
За основу принимается тот вариант расчета, в котором получена наилучшая сходимость результатов опыта и расчета.
Сопоставление результатов расчета по вариантам 1, 2 и 3 с опытными значениями приведено в табл. 1.
Таблица №1
Результаты сопоставления теоретических и опытных моментов образования трещин балок серии I при кручении
№ п/п |
Шифр балки |
b, |
h, |
d, |
R <ыги>bt , МПа |
Wт.pl, см 3 |
, кНсм |
, кНсм |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Вариант 1 |
|||||||||
1. |
БТ |
15,0 |
22,0 |
11,1 |
1,825 |
2993 |
545 |
537 |
0,99 |
2. |
БТ 30-0 |
14,8 |
22,0 |
11,1 |
1,942 |
2953 |
573 |
549 |
0,96 |
3. |
БТ 60-0 |
15,0 |
21,8 |
11,0 |
1,726 |
2939 |
505 |
420 |
0,83 |
4. |
БТ 90-0 |
15,1 |
21,9 |
11,0 |
1,706 |
2986 |
507 |
418 |
0,82 |
5. |
БТ 30-5 |
14,9 |
27,0 |
11,1 |
1,942 |
4478 |
891 |
565 |
0,63 |
6. |
БТ 60-5 |
14,9 |
26,9 |
11,0 |
1,726 |
4445 |
786 |
557 |
0,71 |
7. |
БТ 90-5 |
15,0 |
26,9 |
11,0 |
1,706 |
4475 |
781 |
544 |
0,70 |
Вариант 2 |
|||||||||
8. |
БТ 30-0 |
14,8 |
22,0 |
11,1 |
1,942 |
1002 |
384 |
549 |
1,43 |
9. |
БТ 60-0 |
15,0 |
21,8 |
11,0 |
1,726 |
1020 |
348 |
420 |
1,21 |
10. |
БТ 90-0 |
15,1 |
21,9 |
11,0 |
1,706 |
1034 |
349 |
418 |
1,20 |
11. |
БТ 30-5 |
14,9 |
27,0 |
11,1 |
1,942 |
1016 |
390 |
565 |
1,45 |
12. |
БТ 60-5 |
14,9 |
26,9 |
11,0 |
1,726 |
1007 |
344 |
557 |
1,62 |
13. |
БТ 90-5 |
15,0 |
26,9 |
11,0 |
1,706 |
1020 |
344 |
544 |
1,58 |
Вариант 3 |
|||||||||
14. |
БТ 30-0 |
14,8 |
- |
11,1 |
1,942 |
2188 |
425 |
549 |
1,29 |
15. |
БТ 60-0 |
15,0 |
- |
11,0 |
1,726 |
2248 |
387 |
420 |
1,09 |
16. |
БТ 90-0 |
15,1 |
- |
11,0 |
1,706 |
2262 |
385 |
418 |
1,09 |
17. |
БТ 30-5 |
14,9 |
- |
11,1 |
1,942 |
2195 |
426 |
565 |
1,33 |
18. |
БТ 60-5 |
14,9 |
- |
11,0 |
1,726 |
2241 |
386 |
557 |
1,44 |
19. |
БТ 90-5 |
15,0 |
- |
11,0 |
1,706 |
2255 |
384 |
544 |
1,42 |
Анализ результатов сравнения (табл. 1) показывает, что средние значения отношения опытных и теоретических моментов образования трещин опытных образцов серии I составляют для:
· варианта 1 - 0,775 при максимальных и минимальных значениях 0,96 и 0,63 соответственно.
· варианта 2 - 1,415 при максимальных и минимальных значениях 1,62 и 1,2 соответственно;
· варианта 3 - 1,28 при максимальных и минимальных значениях 1,44 и 1,09 соответственно;
Проведенный анализ показал, что наилучшая сходимость результатов расчета с опытными данными наблюдается в третьем варианте. За основу принимаем 3-й вариант расчета элементов со сквозными отверстиями по трещиностойкости при кручении.
При исследовании сквозных балок на действие изгиба с кручением в основу была положена методика, разработанная в исследовании [6].
Предложенный в работе [6] расчетный аппарат по трещинообразованию железобетона был разработан на основе метода графиков взаимодействия.
В результате проведенных исследований для элементов прямоугольного сечения была определена предельная область по образованию трещин при совместном действии изгиба и кручения. Графически эта предельная область представлена на рис. 1.
Эта область описывается следующими выражениями:
1) при ψ < 0,65 и < 2/3, ; (4)
2) при 0,65 ≤ ψ≤0,95, (5)
3) при ψ> 0,95 и , (6)
где - соотношение между действующими моментами и моментами инерции сечения относительно главных осей.
Рис. 1. График взаимодействия изгибающих и крутящих моментов при трещинообразовании
С целью определения взаимного влияния кручения и изгиба на процесс трещинообразования нами исследование проводилось в следующем порядке:
- по формуле (3) для всех образцов были определены теоретические значения моментов образования трещин Тсrс;
- по формулам (126-139) СНиП [8] аналогичные расчеты были осуществлены в предположении действия только изгибающего момента Мсrс;
- были вычислены отношения опытных и теоретических моментов трещинообразования рассмотренных образцов.
Результаты проведенных расчетов приведены в табл. 2. Как видно из этой таблицы при интенсивном кручении с изгибом, как и ожидалось, изгиб не оказывает влияние и трещиностойкость и может определяться из расчета только на кручение, то есть по формуле (4).
Таблица № 2
Сравнение опытных и теоретических моментов трещинообразования
№ п/п |
Шифр |
b, |
d, |
Rbt, |
Wpl, |
, |
, |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
БТМ 30-0-05 |
10,9 |
14,9 |
1,772 |
582 |
5,59 |
103 |
0,054 |
1,10 |
2. |
БТМ 60-0-05 |
10,9 |
15,1 |
1,961 |
579 |
11,18 |
114 |
0,098 |
1,35 |
3. |
БТМ 90-0-05 |
11,0 |
15,0 |
1,953 |
590 |
12,11 |
115 |
0,105 |
1,11 |
4. |
БТМ 30-5-05 |
11,2 |
15,0 |
1,772 |
622 |
6,18 |
110 |
0,056 |
1,15 |
5. |
БТМ 60-5-05 |
11,1 |
14,8 |
1,961 |
598 |
10,90 |
117 |
0,093 |
1,31 |
6. |
БТМ 90-5-05 |
11,1 |
14,9 |
1,953 |
601 |
12,42 |
117 |
0,106 |
1,12 |
7. |
БТМ 30-0-02 |
10,9 |
15,1 |
1,588 |
2321 |
369 |
97 |
0,26 |
1,31 |
8. |
БТМ 60-0-02 |
11,0 |
14,9 |
1,873 |
2195 |
411 |
87 |
0,21 |
1,15 |
9. |
БТМ 30-5-02 |
10,9 |
15,0 |
1,588 |
2293 |
364 |
91 |
0,25 |
1,36 |
10. |
БТМ 60-5-02 |
11,0 |
14,9 |
1,873 |
2188 |
410 |
93 |
0,23 |
1,23 |
11. |
БТМ 90-5-02 |
11,0 |
15,0 |
1,825 |
2231 |
407 |
90 |
0,22 |
1,21 |
Проведенными исследованиями установлено, что:
- Момент образования трещин при кручении балок со сквозными отверстиями опережал в среднем 8…10 % момент образования трещин балки-эталона сплошного сечения.
- Плотность образования трещин в балках со сквозными отверстиями при изгибе с кручением существенно выше, чем при кручении.
- Длина отверстия практически не оказывает заметного влияния на трещиностойкость элементов со сквозными отверстиями.
- Предложенная формула (3) с достаточной для практических расчетов точностью позволяет оценить трещиностойкость железобетонных элементов со сквозными отверстиями при кручении.
- Оценку трещиностойсти железобетонных элементов со сквозными отверстиями при интенсивном кручении с изгибом можно произвести формулой (4), которая ранее была получена для элементов прямоугольного сечения.
Литература:
1. Байрамуков С.Х., Касаев Д.Х. Оценка прочности железобетонных элементов, подвергнутых нескольким силовым факторам при статическом и динамическом воздействии [Текст]: Монография / С.Х. Байрамуков, Д.Х. Касаев. - Черкесск ГОУ ВПО КЧГТА, 2010 - 214 с.
2.Бескопыльный А.Н., Веремеенко А.А. Методика экспериментального исследования предварительных напряжений в образце при вдавливании индентора [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012.- №4. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1367 (доступ свободный) - Загл. с экрана. – Яз.рус.
3.Касаев Д.Х. Прочность элементов прямоугольного сечения при кручении [Текст] //Журнал// Бетон и железобетон. -1987. - №12 – С.23.
4.Касаев Д.Х. Прочность элементов таврового сечения при кручении [Текст] // Совершенствование методов расчета железобетона. Ростов-на-Дону: РИСИ, 1988. –С.116-120.
5.Касаев Д.Х., Дудов М.Б., Дюрменова С. С. Прочность железобетонных балок с круглыми отверстиями при кручении [Текст] //Сборник материалов III международной научно-практической конференции «Проблемы строительства, инженерного обеспечения и экологии городов». – Пенза, 2001. – С. 9-11.
6.Касаев Д.Х. Прочность элементов железобетонных конструкций при кручении и изгибе с кручением [Текст]: Монография / Д.Х. Касаев. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2001.-176с.
7.Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. К вопросу о влиянии геометрических размеров на прочностные характеристики арматурных сталей [Электронный ресурc] // «Инженерный вестник Дона», 2012.- №4. – Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/318 (доступ свободный) - Загл. с экрана. – Яз.рус.
8.СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции. Нормы проектирования. - М.: Стройиздат. 1989. - 79 с.
9.Mansur M. A., Paramasivam P. Reinforced Concrete Beams with small Opening in Bending and Torsion //ACI Journal. 1984. - N. 81. - PP. 180-185.
10.Wafa F., Hasnat Abul, Akhtaruzzaman Ali A. Prestressed Concrete Beams with Opening under and Bending //Journal of Structural Engineering – ASCE. 1989. - N. 11. Vol. 115. PP. 2727-2739.