Методологические основы обеспечения конкурентноспособности производства техники сезонного применения
Аннотация
В статье исследован рыночный подход к оценке конкурентоспособности продукции сезонного применения, рассмотрен учет эксплуатационных факторов при проектировании техники сезонного применения, проведен экономический анализ эффективности техники сезонного применения.
Ключевые слова: конкурентоспособность; потенциал; техника сезонного применения.
Стр. 30-38
№ гос. регистрации 0421000096\001108.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Современная экономика вступила на путь непрерывного технического, экономического и социального развития, ведущий к ускорению темпов мирового экономического роста и знаменующий становление постиндустриального общества. На фоне глобализации и становления информационного общества происходили социально-экономические преобразования в постсоветской России. Можно утверждать, что кризисные явления конца ХХ века в российской экономике в целом, ее отраслях и на отдельных предприятиях были обусловлены не только национальными проблемами переходного периода, но и изменившимися мировыми экономическими условиями, адаптация к которым всего российского народного хозяйства и каждого хозяйствующего субъекта весьма трудна.
Именно этим объясняется особая тяжесть кризиса в производственной сфере, особенно – в технически сложных обрабатывающих отраслях, прежде всего – в машиностроении. Здесь особенно ощутима мировая конкуренция, а результаты производства в наибольшей степени зависят от качества разнообразных ресурсов, уровня техники, технологии и организации производства. Недостаточный уровень решения этих задач отечественными предприятиями стал причиной недостаточной конкурентоспособности отечественных предприятий машиностроения [1].
Определенные основы для исследования и разработки организационно-экономических методов управления конкурентоспособностью производителей техники сезонного применения были созданы в работах, посвященных инженерно-экономическим аспектам машиностроительного производства. Однако комплексных исследований, посвященных обеспечению конкурентоспособности машиностроительных предприятий, производящих технику сезонного применения, в российской экономической науке нет.
Вышеизложенное предопределяет актуальность исследований, направленных на совершенствование организационно-экономических методов обеспечения конкурентоспособности предприятий – производителей техники сезонного применения и методов управления их производственными системами, способствующих их конкурентоспособности и устойчивому функционированию предприятий в условиях формирования открытой рыночной экономики.
Адекватность конструктивных решений организационно-экономическим условиям эксплуатации техники является основным фактором, характеризующим рыночный подход к оценке конкурентоспособности. Очевидно, что результатом такой адекватности должно стать увеличение полезной отдачи машин в рамках технологически и климатически обусловленных сроков. Это может быть сделано двумя основными путями: за счет увеличения сроков использования машин в пределах календарного года и за счет увеличения уровня полезной отдачи.
Второй путь предусматривает интенсификацию использования техники, что может быть осуществлено техническими (например, за счет роста цикловой производительности) и организационно-экономическими способами.
Последнее в рамках нашего исследования представляется наиболее важным, так как позволяет как изучить внутреннюю сущность отдельных видов техники и предложить экономически обоснованные пути совершенствования ее конструкций так и предложить экономические критерии полезной отдачи машин, учитывающие как специфику объектов сезонного применения, так и экономические и иные интересы различных экономических агентов, имеющих отношение к их производству и использованию. Кроме того, к числу организационно-экономических способов повышения полезной отдачи следует отнести исследование и совершенствование экономических механизмов учета и оценки машин, приводящие к улучшению экономических результатов их использования [2].
Возможность реализации этих путей является вторым фактором рыночного подхода к оценке конкурентоспособности.
Каждая конкретная машина (отдельный образец и, тем более, типоразмер) рассматривалась как носитель своего набора экономических показателей, характеризующих условия ее эксплуатации. В свою очередь, эти показатели должны определяться с помощью адекватного инструментария для их формирования и мониторинга. В качестве такой методической основы может служить стоимостный подход в сочетании с использованием функциональных методов, являющимися развитием методологии функционально-стоимостного анализа, сыгравшего выдающуюся роль в развитии экономических методов проектирования и управления.
Параметрический потенциал машин сезонной эксплуатации выше, чем у аналогичных устройств, предназначенных для круглогодичной работы. При одном и том же составе функций и аналогичной структуре функциональных моделей (одинаковом функциональном потенциале) однородные объекты могут иметь разный параметрический потенциал. Например, две дождевальные машины могут выполнять одну и ту же технологическую операцию, но различаться параметрическим потенциалом: расходом воды, интенсивностью дождя, площадью орошаемой поверхности.
Характерно, что сочетание функционального и параметрического потенциала определяют специализацию машины относительно набора обрабатываемой продукции (например, состав сельхозкультур, посевы которых орошаются с использованием данной дождевальной машины).
Для характеристики параметрического потенциала обычно используются не более трех-четырех основных параметров, называемых ценообразующими. На наш взгляд, для машин сезонного применения в состав ценообразующих наряду с основными технологическими параметрами (определяющими, как указывалось выше, оптимальный «портфель» обрабатываемой продукции) должны включаться и параметры, характеризующие сохранность и трудоемкость работ по монтажу, демонтажу и доставке машины на место хранения. Значения этих параметров влияют на экономический результат использования машины минимизируя издержки, связанные с изменением сезонного состояния машины.
Наиболее важен, на наш взгляд, для машин сезонного применения ресурсный потенциал - степень наибольших эксплуатационных возможностей объекта, задаваемых его техническим ресурсом. В теории надежности под техническим ресурсом понимают наработку объекта от начала его эксплуатации или возобновления эксплуатации после ремонта до предельного состояния.
Факторами ресурсного потенциала оборудования являются [3].
1. Технический ресурс до конца срока полезного использования.
2. Наибольшая средняя темповая (часовая или минутная) производительность оборудования.
3. Гарантированная безотказность работы оборудования (коэффициент технического использования).
4. Предельная допустимая интенсивность эксплуатации оборудования в течение рабочего дня или рабочей смены (соотношение между фондом полезного рабочего времени и длительностями внутрисменных перерывов в работе (регламентных остановок).
Для машин сезонного применения особенно важны факторы 3 и 4, так как они характеризуют величины, которые могут регулироваться при организации эксплуатации машины в пределах срока рабочего сезона. При этом коэффициент технического использования может быть определен по формуле:
(1)
где – время на полезную работу, время простоев на техническое обслуживание и время простоев в ремонте за отчетный период соответственно.
Коэффициент технического использования достаточно хорошо учитывает безотказность, так как простои машин в техническом обслуживании и ремонтах непосредственно зависят от количества возникающих отказов, их вида и сложности устранения. Кроме того, данный коэффициент характеризует ремонтопригодность машины.
Если ресурсный потенциал объекта характеризуется техническим ресурсом и темповой производительностью, то индекс использования ресурсного потенциала объекта равен произведению индексов снижения двух указанных показателей :
(2)
где и – технический ресурс объекта номинальный и реальный (фактический) соответственно; и – темповая (часовая или минутная) производительность объекта, максимально возможная и фактически наблюдаемая соответственно.
Под конкурентоспособностью продукции, произведенной с использованием машин сезонного применения, следует понимать соответствие ее экономических характеристик следующим требованиям:
- меньшее (чем без использования машины) значение текущих издержек производства каждого вида продукции (на единицу продукции);
- большее (чем без использования машины) значение чистого дохода, приходящегося на единицу производственной мощности;
- более высокий (чем без использования машины) уровень рентабельности каждого вида продукции.
Анализ конкурентоспособности отдельных изделий, производимых с использованием машины в сравнении с аналогичной продукцией, производимой без этого, может быть осуществлен путем поэтапного сопоставления показателей затрат и экономических результатов производства по каждому из этих вариантов конструкции [4].
При установлении связи стоимости машины с ее параметрическим потенциалом наиболее важно установить стоимость, соответствующую подлинной полезности объекта. Это можно осуществлять через показатели параметрически оправданной и бесполезной стоимости объекта.
Пусть параметрический потенциал оборудования представлен параметрами . Фактически необходимые значения параметров
Параметрически оправданная стоимость объекта:
(3)
Бесполезная стоимость объекта:
(4)
Если используют корреляционную модель в виде степенной функции, то для расчета бесполезной стоимости применяют индексный метод. Индекс снижения стоимости равен произведению индексов использования технических параметров:
(5)
В этом случае бесполезная стоимость определится как:
(6)
Очевидно, что при формировании рационального параметрического ряда машин необходимо предусмотреть процесс минимизации бесполезной стоимости.
Связь между стоимостью объекта и его ресурсным потенциалом аналогична той, какая существует между стоимостью и параметрическим потенциалом. Но в то же время нужно иметь в виду, что показатели ресурсного потенциала напрямую влияют на полезную отдачу или наработку машины. Чем больше полезная отдача, тем больше доход получит владелец от эксплуатации машины. А принцип доходного подхода как раз заключается в том, что текущая стоимость объекта складывается из будущих доходов от него. Таким образом, стоимость объекта практически прямо пропорциональная показателям ресурсного потенциала.
Бесполезная стоимость , вызванная недоиспользованием ресурсного потенциала, определяется по формуле:
(7)
где S - стоимость (цена) машины;
Iрес – индекс использования ресурсного потенциала машины.
Такой расчет целесообразно выполнять по шагам, определяя «живую» стоимость объекта при недоиспользовании последовательно функционального, ресурсного и параметрического потенциалов. Наглядно схема расчета показана в таблице.
Таблица
Выделение бесполезной части стоимости объекта
сезонной эксплуатации
Шаг 1 |
SХ |
SП |
Стоимость объекта S- | |||
Шаг 2 |
SХ |
SП |
|
| ||
Шаг 3 |
SХ |
SП |
|
|
| |
Шаг 4 |
SХ |
SП |
|
|
| |
|
SХ |
SП |
«Живая» стоимость |
Бесполезная стоимость |
Для машин сезонного применения в состав ценообразующих параметров должны включаться и параметры, характеризующие их сохранность и трудоемкость работ по монтажу, демонтажу и доставке машины на место хранения.
Сочетание функционального и параметрического потенциала машины сезонного применения определяют ее целесообразную специализацию относительно набора обрабатываемой продукции. Оптимальным является набор продукции, обработка которого дает наибольший экономический результат.
Важнейшими факторами, обуславливающими роль большинства машин сезонного применения, являются факторы риска, так как многие из них влияют на стабилизацию технико-экономических процессов и, соответственно, на увеличение и стабилизацию денежных потоков предприятия. При этом конечной (не всегда осознанной) целью является увеличение стоимости предприятия в целом.
Для оценки физического износа машин сезонного применения целесообразно использовать в качестве оценочных критериев экономически корректные показатели использования полезностного потенциала и экономических результатов эксплуатации машины. При этом в качестве главного оценочного критерия должен выступать экономический результат эксплуатации (прирост стоимости бизнеса в сфере использования машины), а рабочим критерием может служить один из показателей использования полезностного потенциала. При явно выраженном главном техническом параметре машины его величина может служить рабочим критерием.
Литература
1. Колбачев Е. Б. Экономический инструментарий управления ресурсами гидромелиоративных систем / Е. Б. Колбачев, Е. А. Бородаева. – М.: Мелиоводинформ, 2001. - 96 с.
2. Лисконов А. Т. Мелиоративные машины как объекты сезонной эксплуатации / А. Т. Лисконов, Е. А. Бородаева // Мелиорация и водное хозяйство. – 2001. – №1. – С. 22-23.
3. Колбачев Е. Б. Системный подход в исследованиях инновационной деятельности предприятия / Е. Б. Колбачев, Е. А. Бородаева // Вопросы мелиорации: Информационный бюллетень / Депмелиоводхоз. ФГНУ ЦНТИ «Мелиоводинформ». – М.: ГУ ЦНТИ Мелиоводинформ, 2000. – Вып. 7-8. – С. 49-53.
4. Лисконов А. Т. Проблемы конкурентоспособности дождевальной техники / А. Т. Лисконов, Е. А. Бородаева // Минсельхоз РФ. Депмелиоводхоз. ФГНУ ЦНТИ «Мелиоводинформ», 2001. – Вып. 5-6. - С. 55-58.