×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Проблемы взаимодействия порта и автомобильного транспорта

Аннотация

А.А. Веремеенко, Е.Г. Веремеенко

Дата поступления статьи: 09.06.2013

В статье рассматривается грузооборот крупнейших портов России за период с 2008 по 2012 годы. Приводятся проблемы, возникающие в процессе взаимодействия автомобильного транспорта и портов, а также возможные пути их решения.  

Ключевые слова: Морские порты Российской Федерации, Грузовые автомобильные перевозки, Грузооборот, Проблемы роста грузооборота, Взаимодействие автомобильного транспорта и портов.

05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

С каждым годом растет объем потребления человеком товаров и услуг. Это приводит к увеличению объемов перевозимых грузов. Возможность перемещения большого объема груза между континентами обеспечивает водный транспорт.

Рассмотрим грузооборот крупнейших морских портов Российской Федерации (РФ) за последние пять лет (данные приведены в таблице №1).

Таблица № 1

Грузооборот крупнейших портов РФ с 2008 по 2012 гг.

Название порта Грузооборот, млн. т.
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Новороссийск 112,6 122,9 117,1 116,1 117,4
Приморск 75,6 79,2 77,6 75,1 74,8
Санкт-Петербург 60,0 50,4 58,0 60,0 57,8
Усть-Луга 6,8 10,4 11,8 22,7 46,8
Восточный 20,6 18,9 35,6 38,4 42,5
Мурманск 24,8 35,3 32,8 25,7 23,7
Ванино 10,3 14,5 17,3 19,1 20,3
Туапсе 19,4 18,4 18,6 19,4 17,8
Находка 15,2 15,8 15,4 15,0 16,9
Высоцк 16,0 17,3 14,8 13,4 13,6
Владивосток 9,6 10,0 11,2 11,8 13,2
Калининград 15,4 12,4 13,8 13,4 12,7
Ростов-на-Дону 2,0 6,2 7,7 10,4 11,1

Суммарный рост грузооборота, исходя из приведенных выше данных, составил 80,3 млн.т. По некоторым портам наблюдалось незначительное снижение показателей. Диаграмма изменения грузооборота за данный период приведена на рис.1.

Общий грузооборот морских портов РФ за 2012 год составил 565,5 млн.т. [1]. В 2013 году уже наблюдается тенденция увеличения перевалки грузов. За январь-апрель текущего года этот рост составил 6% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Рис. 1. – Изменение грузооборота крупнейших портов РФ

за период с 2008 по 2012 гг.

Последствия постоянного увеличения объема перевозимых грузов не всегда носят положительный характер. Транспортный комплекс не может полностью удовлетворять растущий спрос на высококачественное транспортное обслуживание. Далеко не все порты обладают необходимыми для обработки постоянно растущего грузопотока ресурсами.

Стабилизации роста грузовых перевозок могут поспособствовать следующие меры:

– ускоренное развитие наукоемких производств;

– действия, направленные на ресурсосбережение;

– перестройка структуры производственного комплекса;

– внедрение новых типов подвижного состава;

– создание сети высокомеханизированных терминально-складских комплексов и многое другое. [2]

Одним из наиболее популярных способов перевозки грузов в России становится автомобильный транспорт. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (ФСГС РФ) на 29.10.2012 г. в 2011 году 67,9% грузов в РФ было перевезено с помощью автомобилей [3]. Рассмотрим влияние резкого увеличения грузооборота на взаимодействие автомобильного транспорта с портом.

Одной из наиболее важных на сегодняшний день проблем в нашей стране является недостаточное развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания, основанной на терминальной технологии грузодвижения. Это затрудняет процесс товарообмена, а также существенно снижает эффективность использования подвижного состава транспорта [4].

Остро стоит проблема размещения автомобильного транспорта, прибывшего в порт, с целью выгрузки. В этих условиях возникают стихийные стоянки большегрузного автотранспорта на улицах, во дворах, на проезжей части. Это приводит к порче грузов, загрязнению окружающей среды, ухудшению криминогенной обстановки, сокращению пропускной способности автомобильных дорог [5], созданию аварийных ситуаций [6,7].

Особенно актуальна рассмотренная проблема в период уборки зерновых культур. Многокилометровые заторы образуются около портов Азово-Черноморского бассейна. Ожидание отгрузки достигает нескольких суток.

Транспортные компании вынуждены загружать подвижной состав сверх нормативов с целью покрытия убытков. Максимально допустимая нагрузка на дорожное полотно в РФ составляет 22 тонны. В действительности же машины загружают до 50 тонн.

Для нормализации процесса взаимодействия автомобильного транспорта и портов необходимо провести ряд мероприятий:

–  построить вблизи портов специализированные площадки для парковки большегрузного автомобильного транспорта, ожидающего разгрузки [8,9];

–  технически переоснастить крупнейшие порты РФ;

–  создать систему обеспечения портов современными высокоэффективными средствами грузопереработки;

–  построить автомобильные дороги, способные выдержать большие нагрузки;

–  разработать рациональную схему перевозки грузов в пределах территории города, которая позволит улучшить экологическую ситуацию (за счет сокращения выбросов в атмосферу) и повысить безопасность дорожного движения [10];

–  сократить въезд в город большегрузных автомобилей с целью разгрузки городской уличной сети;

–  организовать смешанные перевозки с пунктами перевалки грузов на пригородных автомобильно- железнодорожных терминалах.

Проведение данных мер, позволит решить значительную часть проблем взаимодействия порта и автомобильного транспорта.

Литература

1. Грузооборот морских портов России за 2012 г [Электронный ресурс] // Информационный портал: Судостроение. Энергетика. Транспорт. – Режим доступа: http://www.setcorp.ru/main/pressrelease.phtml?news_id=45096&
language=russian (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

2. Миротин, Л.Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов [Текст]: Монография – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 408 с.

3. Зырянов В.В., Веремеенко Е.Г. Развитие рынка автомобильных перевозок в России // «Инженерный вестник Дона», 2009, №1. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1297 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

4. Миротин, Л.Б., Гудков, В.В., Зырянов, В.В. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах [Текст]: Монография / Л.Б. Миротин. – М.: Горячая линия-Телеком, 2010. – 704 с:

5. Кочерга В.Г., Зырянов В.В., Хачатурян А.В. Планирование и организация грузовых автомобильных перевозок на улично-дорожной сети мегаполисов // «Инженерный вестник Дона», 2012, №2. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/869 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

6. Зырянов В.В., Семчугова Е.Ю., Скрынник А.М. Применение информационных технологий при повышении мобильности и обеспечении транспортной безопасности // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1083 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

7. Zyryanov V. Simulation of Impact of Components of ITS on Congested Traffic States//7th European Congress on Intelligent Transport Systems. 2008. Geneva.

8. Науменко Е.Ю. Определение вариантов емкости и занятости парковок // «Инженерный вестник Дона», 2011, №2. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2011/413 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

9. Lautso K. Mathematical relationships among parking characteristics and revising and reduction methods of parking field survey information. Transpn. Res. 1981, vol. 15 B, № 2, p. p. 73 – 83.

10. Zyryanov V. , Keridi P., Guseynov R. Traffic Modelling of Network Level System for Large Event//16th ITS World Congress. 2009. Stockholm.