×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Обеспечение устойчивости социально-экономического развития региона

Аннотация

Д.В. Антонов

В статье обстоятельно проанализирована предметная область региональной экономики. Детально рассмотрена категория устойчивости развития региона, направления ее достижения. Установлено, что устойчивое развитие регионов определяет необходимость проведения логичной и результативной региональной политики, исполнение которой связано с задачей повышения конкурентоспособности субъектов федерации.
Ключевые слова: устойчивое развитие, региональное развитие, региональная политика, конкурентоспособность регионов.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В современных условиях детализация и содержательное толкование категории «регион» возможны в результате рассмотрения различных видов регионов с учетом определенных целей и задач. Следует помнить, что  в настоящее время функционирование рыночных отношений обуславливает появление некоторых корректировок. И, прежде всего, это касается основной производительной силы, т.е. человека. Активно проявляющиеся явления и процессы, связанные с деятельностью человека, должны находить свое непосредственное отражение в предметной области региональной экономики, исследованиях проблематики их конкурентоспособности. «…В качестве основного понятия теории регионального воспроизводства можно рассматривать понятие «регион». В научной литературе применяется большое количество трактовок и синонимов данного термина такие, как территориальная система, региональная экономика, район и др. При принятии управленческих решений на различных уровнях власти необходимо соблюдать принцип совокупности единства и строгости районирования страны в соответствии с закрепленным законодательно-правовым его статусом отдельно региона. Поэтому в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом не следует забывать о том, что регион можно представить как составляющую социально-экономической системы национальной экономики, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства» [4]
Конкурентная экономика предопределяет конкурентоспособность региона. Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Шнипера, согласно которому конкурентоспособность региона может быть отражена в следующих конкурентных элементах: экономико-территориальное положение, транспортная инфраструктура, наличие природных и трудовых ресурсов, научно-технический потенциал, сбалансированность кредитно-финансовой системы, население, возможности производства, рыночный потенциал, экологическая ситуация и др. [7]  Различные аспекты конкурентоспособности регионов в настоящее время приобрели достаточно конъюнктурную направленность, особенно тогда, когда регионы рассматриваются в качестве субъектов управления.
Конкурентоспособность региона невозможно рассматривать  без детального анализа и оценки наличия и эффективного использования различного вида инфраструктур (финансовой, социальной, производственной и др.). Абсолютная состоятельность в части обеспеченности региона инфраструктурами означает, что его потенциальные возможности могут трансформироваться в действительную конкурентоспособность, осуществиться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими.
Р. Фатхутдинов рассматривает конкурентоспособность как качество объектов, определяющих уровень преимущества определенной потребности по сравнению с другими объектами, предлагаемыми на исследуемом рынке [6]. К объектам, обладающими свойством конкурентоспособности относят, кроме продукции, еще и законодательные акты, научно-методические разработки, проектно-сметную документацию, технологию, производство, персонал (рабочие, специалисты, руководители), денежный капитал, инфраструктуру, информацию [6]. «..Институциональная составляющая конкурентоспособности региона становится важнейшим фактором упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования основных составляющих этой конкурентоспособности.
На этой основе возможно более развернутое определение конкурентоспособности региональной экономической системы. Такое в частности, основано на системном анализе множества известных теоретических и институциональных характеристик конкурентоспособности по их элементам (объектам, субъектам, свойствам, сферам, условиям и др.) и последующей композиции интегральных элементов в синтетическом обобщении понятия конкурентоспособности субъектов или региональных экономик. Конкурентоспособность экономических систем представляется в качестве отношения по поводу товарного производства и рыночного сравнения полезностей, затрат и прибыльностей их (экономических систем) товаров и услуг среди аналогов, субститутов (заменителей) и суррогатов, реализованных на конкретном рынке в условиях свободной конкуренции и отсутствия протекционизма.
Взаимодействие между производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых институциональных форм организации регионального хозяйства, проявляющихся, прежде всего, в устойчивости и  социально-экономической сбалансированности региональной экономики»[2]
Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для Организации Объединённых Наций в 1987г. специально созданной Международной комиссией по окружающей среде и развитию. В русском издании этого доклада английский термин «sustainable development» переведен как «устойчивое развитие», хотя слово «sustainable» имеет и другие значения: «поддерживаемое, самоподдерживаемое», «длительное, непрерывное», «подкрепляемое», «защищаемое».[1]
Большинство международных организаций системы Организации Объединённых Наций включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию. Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов,  направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у  людей[5].
Обобщение существующих подходов к пониманию категории «устойчивое развитие» позволяет выделить две основные трактовки этого понятия. Первая трактовка акцентирует внимание преимущественно на экологической составляющей, что связывается с оптимизацией деятельности региона по отношению к биосфере. Вторая трактовка предполагает новый тип функционирования региона, основанный на радикальных изменениях его исторически сложившихся параметров: экономических, социальных, экологических, культурологических и др. Таким образом, «понятие устойчивое развитие региона» является дуалистичным, многогранным и его характеристика имеет несколько взаимосвязанных аспектов. Среди них целесообразно выделить общие [5]:
- экономический аспект направляет производственно-хозяйственную деятельность региона не на повышение потребления природно-ресурсного потенциала, а на его эффективное использование, то есть на совершенствование интеллектуального потенциала;
- социальный аспект предусматривает повышение трудовых доходов населения путем снижения уровня бедности и улучшения качества жизни;
- экологический аспект предполагает нормирование природопользования и охрану окружающей среды;
- культурологический аспект определяет совокупность исторически сложившихся особенностей региона и национального состава населения к мировой интеграции;
- прогностический аспект связан с принятием во внимание не только текущей стратегии устойчивого развития, но и оценку динамики долгосрочного планирования.
Процесс перехода экономики региона к устойчивому развитию связан с процессом ее стабилизации, который, с точки зрения методологии исследования, органически и объективно связан, с одной стороны, с общим содержанием проводимых в стране экономических реформ, а с другой - с объективной экономической реальностью региона. Это означает, что процесс стабилизации экономики региона должен быть адекватен, в большей или меньшей степени, основному идеологическому содержанию проводимых реформ. Но в то же время реализация этого процесса должна базироваться на региональной экономической реальности, должна учитывать потенциал региона его социально-экономическую специфику и культурные особенности региона. Отсюда, основными методологическими принципами исследования стабилизации экономики региона можно считать следующие[2]:
- принцип единства процесса стабилизации экономики региона и процесса реформирования экономики страны на рыночных началах и на взаимосвязи с объективной экономической реальностью региона;
- принцип неразрывности единого финансово-экономического пространства федерации при осуществлении стабилизации экономики на уровне региона, который внутренне связан с первым принципом;
- принцип многообразия форм осуществления стабилизации экономики при акцентированном использовании на практике, прежде всего форм, которые перешли из прошлой системы хозяйствования и зародились в переходном периоде и получат дальнейшее развитие вне его рамок.
Экономическое развитие общества, размещение производительных сил, жизнедеятельность человека в немалой степени испытывают влияние природно-географической среды, представляющей совокупность природных условий и ресурсов.
Природные условия рассматриваются как элементы природной среды, которые непосредственно не вовлекаются в процесс материального производства, однако без них сам процесс производства невозможен. Благоприятные или неблагоприятные природные условия отражаются как на экономической стороне развития общества, так и на различных уровнях жизни населения. Природные условия во многом определяют жизнедеятельность человека, характер трудовой деятельности, быт, возможности отдыха.
Научное осмысление проблемы устойчивости региона началось после приобретения региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а так же реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.
Согласно системному подходу, «…для большой и сложной системы (в том числе и экономической: экономики страны или региона), как правило, характерны следующие свойства:
1. Целостность. Это означает, что все части системы служат общей цели ее функционирования и способствуют формированию наилучших результатов применительно к определенному критерию эффективности. Целостность - это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы; она означает также преобразование компонентов, входящих в систему, соответственно ее природе.
2. Большие размеры системы, т.е., наличие большого числа различных элементов, выполняющих различные функции.
3. Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой.
4. Интегративность представляет собой обладание системой свойствами, отсутствующими у ее элементов (верно и обратное - элементы обладают свойствами, не присущими системе).
5. Свойства эмерджентности. Большие и сложные системы обладают свойствами, которые не присущи ни одному из формирующих эти системы элементов (блоков). По мере развития большой и сложной системы связанность элементов усиливается. На определенном этапе нарастания связанности эмерджентность достигает такого уровня, при котором целостные свойства системы не только невозможно наблюдать по свойствам отдельных элементов, но и невозможно выявить статистическим обобщением свойств отдельных элементов. Нужен специальный системный метод исследования, ориентированный на это новое качество»[3]
По нашему мнению, под устойчивостью следует понимать совокупность свойств сложной системы, т.е. устойчивость экономики региона как сложной социально-экономической системы должна являться фактором его развития наряду с уровнем производства, природно-ресурсным, рыночным потенциалом,  состоянием окружающей среды, качеством жизни населения и др.
Отмеченные характеристики устойчивости целесообразно применять непосредственно к экономической системе региона.
Таким образом, устойчивое развитие регионов определяет необходимость проведения логичной и результативной региональной политики, исполнение которой связано с задачей повышения конкурентоспособности субъектов РФ. С одной стороны для региона, как субъекта конкурентной борьбы, увеличение конкурентоспособности означает возможность повышения эффективности развития, а с другой, право занять достойное место в системе федерального устройства и содействовать экономическому росту в стране. Вследствие этого, понимание содержания предметной области региональной экономики и освоение принципов достижения устойчивого развития регионов становится приоритетным направлением для региональных органов управления.

 

Список литературы

1. Кистанов, В.В. Региональная экономика России /В.В.Кистанов, Н.В.Копылов [Текст]: Учебник.  М.: Финансы и статистика, 2005. – 579с.
2. Мищенко, Л. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием региона/ Л.Мищенко [Текст]// Экономическая наука на пороге третьего тысячелетия. – Краснодар, 2000. - С. 54.
3. Новоселова, Н.Н. Управление функциональным развитием регионального зeрнопродуктового комплекса (на материалах регионов Южного федерального округа)/ Новоселова Наталья Николаевна [Текст]: Автореф. дис.… докт. экон. наук: 08.00.05. – Владикавказ, 2009.- 52с.
4. Поликанин, Е.В. Социально-экономические аспекты развития Северо-Кавказского федерального округа/ Е.В.Поликанин [Текст]. – Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2010. – 336с.
5. Попов, Е. Структура рыночного потенциала предприятия [Текст]/ Е.Попов, В.Ханжина// Проблемы теории и практики управления. – 2001. - № 6. - С.118-122.
6. Фатхутдинов, Р.А. Разработка управленческого решения/ Р.А.Фатхутдинов [Текст]. - М., 2008. - 140 с.
7. Шнипер, Р.И. Регион: экономические методы управления/ Р.И.Шницер [Текст]. – Новосибирск, 1991. - 308с.

 

References

1. Кistanov V.V. Regional economy of Russia / V.V.Kistanov, N.V.Kopylov [Text].-  М.: The Finance and statistics, 2005. – 579p.
2. Мищенко, L. Perfection of the management mechanism social and economic development of region / L.Mishchenko [Text]// The Economic science on a threshold of the third millenium. – Krasnodar, 2000. – P. 54.
3. Novoselova N.N. Management functional development regional grainproducts a complex (on materials of regions of Southern federal district) / Novoselova Natalia Nikolaevna [Text]: Thes. dis. … doctor. economy: 08.00.05. – Vladikavkaz, 2009. 52p.
4. Polikanin E.V. Social and economic aspects of development of the North Caucasian federal district/ E.V.Polikanin [Text]. – Stavropol: Open Company "Izdatelsko-information center" the Fabula, 2010. – 336p.
5. Popov E. Structure of market potential the enterprises [Text]/ E.Popov, V.Hanzhina// Problems of the theory and management practice. – 2001. - № 6. - P.118-122.
6. Fathutdinov  R.A. Working out  of the administrative decision / R.A.Fathutdinov [Text]. - М, 2008. – 140p.
7. Shnitser R.I. Region: economic methods of management / R.I.Shnitser [Text]. – Novosibirsk, 1991. – 308p.