Формирование системы информационно-консультационного обеспечения АПК
Аннотация
Модернизация экономики России и формирование ее на инновационной основе требует активного внедрения передовых инновационных разработок. Несмотря на то, что во всех регионах и отраслях высокими темпами формируется инновационная инфраструктура, внедрение инноваций в производство по-прежнему остается на низком уровне. В АПК России решение этой проблемы возможно по средствам развития системы информационно-консультационных услуг. Так, например, в АПК Омской области обеспечением сельских товаропроизводителей передовой инновационной и рыночной информацией занимается Информационно-консультационный центр АПК Омской области. Деятельность его оказывает значительное влияние на инновационные процессы, однако дальнейшее развитие возможно лишь при решении комплекса системных проблем.
Ключевые слова: инновации, инновационная диффузия, информационно-консультационная служба, информационно-консультационные услуги.08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Активное движение России по пути рыночных реформ, интеграция в мировое торговое сообщество делают необходимым быстрое освоение новых методов хозяйствования, внедрения интенсивных энергосберегающих технологий производства, освоения новых рынков сбыта. В связи с этим актуальным для России становится развитие рыночной инфраструктуры, важнейшим элементом которой является система профессиональных консультационных и информационных услуг.
Консультационный бизнес в России, как и во всем мире, является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. По темпу роста он уступает только рынку информационных технологий. Эта динамика обусловлена тем, что согласно теории смены технологических укладов в экономике, современное общество находится в фазе активного формирования пятого и шестого технологических укладов, который характеризуется развитием сектора услуг, геоинформационных технологий, телекоммуникаций, биотехнологий и т.д. Однако не во всех отраслях российской экономики темпы развития одинаковые.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» основной объем консультационных и информационных услуг приходится на промышленность – 59%, при доле ее в ВВП – 33%. А вот минимальный объем услуг приходится на сельское хозяйство – 0,2%, при его долее в ВВП – 7%. Портфель услуг имеет следующую структуру: консультации в области аудита – 46%, налогов и права – 19%, инвестиционного, финансового и стратегического планирования – 14% и лишь 16% на консультации по вопросам технико-технологического и научного развития производства. Перекос в развитии данного сектора экономики очевиден. Каковы же его основные причины?
На наш взгляд, на современном этапе развития российской экономики крайне неэффективно используется такой важный фактор экономического роста, как интеллектуальный капитал, т.е. знания и опыт людей, накопленные в процессе обучения и непосредственной производственной деятельности и особенно ярко эта тенденция проявляется в АПК. Одним из важнейших условий изменения сложившейся ситуации должен стать процесс инновационной диффузии, основанный на развитии системы информационных и консультационных услуг. И строить эту систему необходимо с учетом имеющегося структурного и интеллектуального капитала, а также на основе имеющегося исторического опыта.
Согласно концепции развития информационно-консультационной службы (ИКС) АПК России, целью информационно-консультационной службы является повышение эффективности и устойчивости АПК на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации.
Реализация данной цели предполагает решение следующих основных задач:
- Оказание содействия сельхозпроизводителям в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики;
- Сбор обработка и доведение до сельхозпроизводителей, востребованной ими информации;
- Консультирование сельхозпроизводителей по вопросам организации и управления производствам, эффективных технологий, бизнес-планирования, бухгалтерского учета, законодательства и т.д.;
- Повышение уровня знаний и практических навыков сельхозпроизводителей и сельского населения.
За прошедшие годы в Омской области в этом направлении проделана большая работа. В районных управлениях сельского хозяйства были созданы опорные точки, оснащенные необходимой оргтехникой. По средствам сети Интернет был налажен оперативный обмен информацией. С 2002 года Омским государственным аграрным университетом ведется работа по формированию организационной структуры и проектированию деятельности Информационно-консультационный центр АПК Омской области.
С 2003 года в Информационно-консультационном центре ведется работа по созданию электронного банка данных включающего: базу инновационных разработок для АПК Омской области, нормативно-правовую базу АПК, базу консультантов по различным отраслям АПК и базу данных материально-технического обеспечения АПК. В сеть Интернет был установлен WEB-сайт (http://www.iks.omgau.ru, http://www.agro55.ru), где представлены указанные базы данных.
Однако дальнейшее прогрессивное развитие единой системы информационно-консультационного обеспечения в АПК Омской области сдерживается рядом факторов.
Во-первых, финансирование деятельности центра осуществляется за счет средств выделяемых на науку. Суммы этой едва хватает на расходные материалы и заработную плату сотрудников. Работы, выполняемые по договорам с хозяйствами, носят конъюнктурный и локальный характер (оптимизация налогообложения, аудит и т.д.), что не вполне отвечает целям, стоящим перед информационно-консультационной службой и которые быстро могут перерасти в чисто коммерческий интерес.
Во-вторых, приоритетным направлением в развитии ИКС считается непосредственная работа специалиста с товаропроизводителями (посещение хозяйств специалистами ИКС и товаропроизводителями офисов ИКС). Развивать данное направление возможно лишь при наличии районных консультационных пунктов, что требует привлечения дополнительных средств.
В-третьих, с каждым днем увеличивается поток информации, ее обработка и систематизация требуют все больших усилий и соответственно привлечения дополнительных квалифицированных кадров. Кроме того, значительная часть полезной и нужной информации платна. Реализация подобных задач возможна лишь при наличии стабильного бюджета.
В-четвертых, как показывают исследования, товаропроизводители в значительной степени отдают предпочтения государственным структурам, нежели иным формам организации. На этапе формирования службы, доверие товаропроизводителей является главным фактором успешного развития.
Кроме того, перспектива вступления России в ВТО очевидна. Одним из основополагающих принципов в ВТО является отказ от мер вносящих искажающее воздействие в развитие отраслей экономики (прямое финансирование). В странах участниках ВТО финансовые средства направляются в организации, оказывающие производству научную, информационную, инновационную и прочую поддержку (Информационно-консультационная служба, служба рыночной информации, научные учреждения, образование и т.д.). Целесообразно к моменту вступления в ВТО иметь соответствующую сеть организаций.
В связи свыше изложенным, очевидно, что необходимо значительно активизировать усилия по созданию единой системы информационно-консультационного обслуживания АПК Омской области, при этом региональные власти должны в этом процессе играть ведущую роль.
Мировой опыт и опыт организации ИКС в России свидетельствует об обоснованности данного предложения. Подавляющее большинство ИКС в мире создавались как государственные учреждения. Наиболее успешные из них становились частными или переходили на самофинансирование, имея пятидесятилетнюю историю развития. В настоящий момент существует несколько основных подходов к разработке концепции формирования информационно-консультационной службы. Достаточно указать на две крайние позиции, сложившиеся по данному вопросу, чтобы понять всю сложность проблемы. Первый подход основан на безоговорочном признании преимуществ ИКС, созданных и успешно функционирующих в зарубежных странах с развитым сельским хозяйством. При этом делается вывод о необходимости полного копирования организации, структуры, форм и методов работы этих служб без критического анализа и соответствующей адаптации к российским условиям. Второй крайний подход полностью отрицает возможность эффективного использования чьего-либо опыта, провозглашая «свой» особый путь.Существуют и другие подходы, более взвешенные и сочетающие в себе элементы первых двух. Действительно, при принятии решения о формировании службы целесообразно использовать уже имеющиеся достижения, чтобы не повторять пройденных ошибок. Но также необходимо учитывать специфику страны и региона, их размеры, численность сельского населения, развитость коммуникаций, поскольку только в этом случае служба окажется действенной и эффективно работающей.
Имеются необходимые основания сделать ряд выводов и внести предложения, связанные с изменением подходов к развитию информационно-консультационной системы в АПК Омской области. Во-первых, необходима интеграция всех участников рынка АПК, оказывающих научно-производственные, образовательные, информационные, финансовые, правовые и прочие услуги в единый комплекс. Координирующую роль в этом процессе должна выполнять информационно-консультационная служба АПК.
Во-вторых, необходимо в масштабах региона разработать мероприятия, которые позволят стимулировать процесс развития районных структур. Предусмотреть решение следующих задач:
- разработать региональную программу по формированию и развитию единой системы информационно-консультационного обслуживания;
- наделить структуры ИКС необходимыми полномочиями в решении организационных и финансовых вопросов;
- в процессе разработки и реализации программы «Электронная Россия» ускорить работы по созданию и развитию федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечить их совместимость и взаимодействие в едином информационном пространстве России на базе современных информационных технологий, международных стандартов;
- обеспечить интеграцию информационных ресурсов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
- повысить уровень информационной грамотности и информационно-технической обеспеченности хозяйствующих субъектов;
- внедрить в практику регулярное проведение мониторинговых исследований потребностей сельских товаропроизводителей в сфере информационно-консультационных услуг;
- определить правовой статус сформированной структуры и законодательно закрепить роль звеньев системы в информационно-консультационном процессе.