Состояние и перспективы противопожарной подготовки населения
Аннотация
В статье приводится характеристика современного состояния противопожарной подготовки населения. Анализ нормативных актов, касающихся вопросов пожарной безопасности, позволил сделать вывод, что многие из них носят формальный характер и заведомо не будут выполнены из-за отсутствия финансирования. Определен необходимый уровень знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности в повседневной жизни и работе. Предложены основные приоритеты перспективного развития системы противопожарной пропаганды и обучения людей мерам пожарной безопасности.
Ключевые слова: Пожар, Безопасность, Население, Перспектива, Обучение, Пропаганда
05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)
05.26.03 - Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям)
В том или ином обществе уровень безопасности определяется развитостью и согласованностью элементов государственного управления в этой сфере, а также масштабом и глубиной образования и воспитания навыков безопасного поведения, качественной подготовкой специалистов, степенью развития науки и т. п. Безопасность существует и развивается в тесном взаимодействии с экономическими, политическими, демографическими и другими социальными процессами, потому, безусловно, обеспечение безопасности, защиты населения – это показатель зрелости власти.
Индивидуальное сознание безопасности, как результат и процесс воспитания государством определенных навыков, является важнейшим элементом безопасности. Обычно оно ограничено рамками повседневной жизни и реализуется людьми, которые в своей деятельности руководствуются чувствами, навыками, привычками и несистематически приобретенными знаниями.
Потребность в личной безопасности складывается в результате взаимодействия различных личностных, социальных и психических регуляторов.
Здесь важны представления об индивидуальном риске гибели при пожаре. Количество случаев гибели людей возрастает преимущественно в зимний период, что связано с пожарами, возникающими по причинам социальной и техногенной групп [6].
К техногенной группе отнесены те причины, которые связаны с обеспечением комфортных условий жизнедеятельности человека (неправильная эксплуатация печей, нарушение правил эксплуатации электрооборудования); к социальной группе – причины, связанные с неосторожностью, халатностью (неосторожное обращение с огнем, курение).
Восприятие разными категориями людей информации о пожаре отличается. Так, считается, что максимума своего развития способности человек достигает к 25 годам. Далее постепенно начинается возрастное снижение способностей. По показателям «возникновение пожаров» и «гибель» на первом месте стоят люди в возрасте от 46 до 70 лет, а по показателю «травматизм» – престарелое население (старше 70 лет). Значительная часть случаев травматизма и гибели людей при пожарах связана с наступлением ступора, вызванного отсутствием навыков поведения в таких ситуациях [5].
Сопутствующими факторами повышения уровня смертности населения при пожарах можно считать правовой нигилизм населения в области пожарной безопасности и отсутствие должного уровня пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности. Вместе с тем правотворческая деятельность в области пожарной безопасности населения характеризуется отсутствием планирования развития правовой базы в целом по стране и ее субъектах.
В жилищном законодательстве фактически отсутствует обязанность граждан по соблюдению требований пожарной безопасности. Жилищно-эксплуатационные, общественные организации, товарищества собственников жилья не имеют правового механизма для осуществления деятельности, направленной на соблюдение собственниками жилья требований пожарной безопасности. Нормы административной и уголовной ответственности носят не предупредительный, а карательный характер, поскольку применяются по факту либо правонарушения, либо произошедшего пожара. При этом не дифференцирована ответственность по объективной стороне состава правонарушения, а также по тяжести наступивших и возможных последствий. Законодательством не предусмотрены другие виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Современное общество переживает кризис профессионального дефицита. Некомпетентность, фрагментарность восприятия маскируют апломбом, не изученность темы – самоуверенностью. Обучение населения мерам пожарной безопасности органами местного самоуправления не обеспечивает правильное поведение населения во время пожара и умение пользоваться первичными средствами пожаротушения. Вследствие этого многие не считают обязательным выполнение правил пожарной безопасности [1].
Семья не является источником противопожарных знаний и навыков, так как отрицательный пример родителей, нарушающих меры безопасности, определяет поведение детей. Существующее в системе образования страны преподавание ОБЖ в силу недостатков программ обучения, слабого материально-технического обеспечения, неспециализированного преподавательского состава не дает оснований предполагать, что эта составляющая общественного процесса может позитивно повлиять на снижение гибели людей при пожарах [7]. Содержание фильмов, телевизионных новостей, шоу-программ в СМИ не способствует снижению гибели людей при пожарах.
Вместе с тем массированное длительное воздействие в определенном направлении органов исполнительной власти способно реально улучшить обстановку с гибелью людей при пожарах [4].
Влияние организационных мер на обстановку с пожарами можно проследить на примере операции «Вихрь-Антитеррор», проведенной в 1999–2001 гг. Массированное длительное воздействие в определенном направлении органов государственного пожарного надзора реально улучшило обстановку с пожарами – в период проведения операции в Красноярском крае и Иркутской области число пожаров в подвалах и на чердаках значительно сократилось. Однако после прекращения операции обстановка с пожарами через полгода практически оказалась на первоначальном уровне.
Снижение периодичности проверок и мероприятий, проводимых органами государственного пожарного надзора, привело к уменьшению общения сотрудников госпожнадзора с населением. Между тем исследования показали, что наиболее устойчивые и качественные знания и навыки в области пожарной безопасности население получает от специалистов [3].
Надзорная деятельность в области пожарной безопасности характеризуется отсутствием дифференциации при работе с населением, не учитываются уровень урбанизации населенных пунктов, возрастные, психологические особенности людей и природные условия. По сути, сегодня инспектор госпожнадзора с правовой позиции лишен возможности работать с населением. Безопасность населения не является приоритетом в работе органов государственного пожарного надзора. Сокращение функций, задач органов госпожнадзора по работе с населением, с одной стороны, и негативная информация, поступающая из средств массовой информации – с другой, приводят к усилению недоверия населения к деятельности Государственной противопожарной службы [2].
Немаловажный вопрос – финансирование пропаганды и агитации в области пожарной безопасности. В России финансирование информирования населения в области пожарной безопасности ведется, однако отсутствие действенной координации между органами власти, ведомствами, предприятиями, учреждениями, общественными организациями по вопросам финансирование противопожарной подготовки граждан ведет к разобщенности действий и снижению качества информационного поля.
Таким образом, задача государства в целом состоит в решении проблемы противопожарной подготовки населения, что приведет к снижению числа случаев гибели и травматизма при пожарах и, на наш взгляд, заключается в формировании безопасного образа жизни. В данном случае безопасный образ жизни – это совокупность форм повседневного поведения человека (в быту, на производстве, отдыхе, в общении с другими людьми и т. д.). Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то безопасный образ жизни раскрывает, каким именно образом осуществляются в поведении требования нравственности, в какой мере естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.
Под безопасным образом жизни понимается такая организация жизнедеятельности общества и индивида, при которой условия и способы функционирования осознаются в контексте норм безопасности и адекватны безопасности. То есть понятие «безопасный образ жизни» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле безопасный образ жизни понимается как безопасно устроенная жизнь общества, в узком – как социально обусловленная деятельность человека по созданию безопасной предметно-пространственной среды.
Возможность движения человека к безопасному образу жизни обеспечивается общественным процессом, направленным на создание условий для оформления потребности людей в безопасном образе жизни и для разворачивания деятельности по реализации этой потребности.
Под нормативной ситуацией понимается сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия. В нашем случае нормативная ситуация включает в себя объективно существующие компоненты государства в плоскости обеспечения безопасности. Вместе с тем эти нормы являются для субъекта предписаниями способов активности. Чтобы освоить норму и, как следствие, быть принятым в социуме, субъекту нужно действовать нормативно заданным способом. Действуя нормированным способом, субъект, во-первых, осваивает нормы безопасности, а во-вторых, расширяет за счет этого свою безопасную предметно-пространственную среду.
Сегодняшняя культурная норма безопасности является, по сути, образцом поведения в целях предупреждения опасной ситуации и представляет собой соблюдение огромного количества запретов и предписаний Предназначение существующего стандарта – предотвратить проявление потенциально опасного фактора (в лучшем случае – перевести потенциально опасное в безопасное). Возможность выбора лежит в плоскости «хочу – не хочу», т. е. ограничена личной волей человека. По-иному видится стандарт поведения, если рассматривать жизнь как пространство активности личности по организации безопасной среды. В этом случае он является образцом проявления инициативы. При этом у человека должна быть возможность выбора не только между «хочу – не хочу», но и между «могу таким способом – могу другим способом».
Исходя из сказанного, сформировать безопасный образ жизни – значит включить индивида в добровольную активную деятельность по созданию безопасной предметно-пространственной среды. Уровень сформированного безопасного образа жизни определяется уровнем активности индивида и общества и зависит от способности оценивать и анализировать жизненную ситуацию с точки зрения ее безопасности, а также от умения выбирать адекватные безопасности способы действия и действовать в соответствии с ними [7].
Для конкретизации функций и задач по формированию безопасного образа жизни, на наш взгляд, целесообразно различать социальный (государственный), производственный и бытовой уровень. На социальном (государственном) уровне важны компетентность, масштабность мышления, предвидение, глубокие знания о состоянии дел в области пожарной безопасности и в целом в государстве и т. д.
Если рассматривать бытовой и производственный уровень безопасного образа жизни, то можно говорить о том, что они складываются из знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности и желания, готовности их применять в повседневной жизни и работе. В первую очередь это:
-
знание причин возникновения пожаров в быту и на производстве, опасных факторов пожара, мер предупреждения пожаров, первичных средств пожаротушения, способов эвакуации; способов оказания первой медицинской помощи;
-
умения, навыки предупреждения пожаров, пользования первичными средствами пожаротушения, эвакуации, оказания первой медицинской помощи;
-
готовность выполнять меры пожарной безопасности – это уровень индивидуальных потребностей, мотивация, личностные характеристики, менталитет и др.
В целях формирования у людей противопожарных знаний, умений и навыков через производственные структуры необходимо:
-
разработать экспресс-методики проверки знаний, умений и навыков у работников предприятий, стандарт минимума знаний в области пожарной безопасности;
-
фактически обеспечить ответственность руководителей и должностных лиц организаций за количество и качество проведения теоретических и практических занятий по пожарной безопасности;
-
обеспечить безусловность качества и количества мероприятий по противопожарной пропаганде, осуществляемых госпожнадзором в ходе проведения проверок.
Таким образом, основными приоритетами развития системы противопожарной пропаганды и обучения людей мерам пожарной безопасности должны стать:
-
определение и пропаганда основных принципов формирования безопасного образа жизни;
-
обучение, направленное на формирование знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно оценить свои действия;
-
консолидация организационных, технических, научных, правовых и финансовых ресурсов;
-
определение групп населения повышенного риска, целенаправленная работа с ними;
-
многоуровневое непрерывное образование в области пожарной безопасности;
-
повышение престижности профессии работника пожарной охраны;
-
мониторинг общественного мнения по вопросам пожарной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
2. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе"
3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре"
4. Приказ МЧС РФ от 05.05.2008 N 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ"
5. Папсуев М.А. Защита населения и объектов особой важности от проявлений терроризма: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГСУ, 2003
6. Папсуев М.А., Яковлев А.М. Исследование устойчивости функционирования объектов экономического хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГСУ, 2002
7. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. М.А. Папсуева. – Ростов н/Д: РГУПС, 2001