×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Применение методологических подходов при разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза

Аннотация

М.А. Скрипкина

В статье рассматривается механизм формирования графической компетенции курсантов военного вуза, основывающийся на применении методологических подходов, позволяющих раскрыть целостность исследования процесса формирования ключевых компетенций, учитывая многообразие связей.
Ключевые слова: методологические подходы, графическая компетенция, системный подход, интегративный подход, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, компетентностный подход, технологический подход.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Построение военного образования на основе компетентностного подхода и его использование при оценке качества подготовки будущих военных специалистов актуализировало целое направление проблем, связанных с определением способов формирования не отдельных знаний, умений, а компетенций, обеспечивающих решение военно-профессиональных задач. Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего образования.
Целевая ориентация военного профессионального образования на конечный результат обусловила необходимость проектирования стандартов профессий, а смыслообразующими единицами таких стандартов стали ключевые компетенции. Формирование их у обучающихся будет способствовать усилению фундаментальной подготовки военных специалистов. Именно на ее основе, наиболее эффективно могут быть сформированы такие качества военных специалистов, как широта профессионального кругозора в сочетании с его глубиной, профессиональная адаптация и мобильность, способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, способность к гибкому мышлению и др. [1]. Фундаментализация графической подготовки в военном техническом вузе вызвана потребностью создавать и понимать достаточно стабильные графические изображения технических объектов и процессов при быстром приросте технических знаний.
В условиях внедрения компетентностного подхода в практику образования военных вузов, графическая подготовка направлена на формирование графической компетенции курсантов, способствующей осознанному пониманию конструктивно-технических и функциональных характеристик технических объектов в решении профессиональных задач, свободному владению конструкторской документацией и ее применению в профессиональной деятельности, а также обеспечивающей саморазвитие личности будущего военного специалиста, ее ценностную ориентацию. Графическая компетенция при этом выступает в качестве интегральной составляющей профессиональной компетентности выпускников военного вуза.
Качественная профессиональная подготовка специалиста невозможна без конкретной модели обучения, которая наглядно позволяет представить ее структуру, содержание и специфику. Под моделью обучения в данном случае следует понимать систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении обучения [2].
Построение модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза основывается на применении методологических подходов, позволяющих раскрыть целостность исследования механизма формирования, найти многообразие типов связи и свести в единую теоретическую картину [3]. Их взаимодополняющая разработка позволяет, во-первых, осуществить комплексное исследование процесса формирования графической компетенции курсантов и, во-вторых, разработать эффективно функционирующую модель данного процесса.
При разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза, способствующей более прочному усвоению преподаваемого материала и его эффективному использованию в будущей военно-профессиональной деятельности, целесообразно использовать ряд следующих теоретических подходов: системный, интегративный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, технологический.
В качестве концептуальной платформы для разработки модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза целесообразно использовать системный подход.
Системный подход позволяет рассматривать формирование графической компетенции курсантов военного вуза как педагогическую систему с присущими ей свойствами, особенностями и закономерностями. Система исследуется как единый организм с учетом внутренних связей между отдельными элементами и внешних связей с другими системами и объектами [3]. По мнению В.П. Беспалько педагогическую систему следует рассматривать как определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного обучения [4].
Основными положениями, имеющими принципиальное значение для построения модели формирования графической компетенции курсантов и отражающими результат использования системного подхода, являются [3, 4]:
1) системный подход выступает теоретико-методологической стратегией исследования проблемы формирования графической компетенции курсантов, т.е. обеспечивает комплексное изучение феномена графической компетенции с позиции целостной системы составляющих ее компонентов в многообразии их связей и отношений;
2) графическая подготовка является частью системы военно-профессионального образования, в частности частью общепрофессиональной подготовки, а графическая компетенция − интегральной составляющей профессиональной компетентности выпускников военного вуза;
3) эффективность процесса формирования графической компетенции курсантов военного вуза зависит от организации целенаправленных системных воздействий по подготовке обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности и создания для этого педагогических условий;
4) результат формирования графической компетенции курсантов военного вуза – педагогическая система, являющаяся целостным образованием графических знаний, умений и качеств личности будущего военного специалиста, обеспечивающих эффективность осуществления учебно-профессиональной деятельности.
Необходимым условием формирования графической компетенции является интегративный подход к решению вопроса графической подготовки курсантов военного вуза. Интеграция в данном случае рассматривается как процесс согласования, упорядочения и объединения различных компонентов содержания образования. Интегративным началом формирования графической компетенции курсантов военного вуза является потенциал целенаправленной графической подготовки, и в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения представлен взаимосвязанными аспектами: общекультурным, общепрофессиональным, профессионально-специализированным [5]. Уровень и качество многофункциональной графической подготовки должно соответствовать требованиям ФГОС ВПО.
При построении содержания графической подготовки должны быть учтены требования и запросы общепрофессиональных и специальных дисциплин, обеспечивающих качество военно-профессиональной подготовки. Интеграция учебного материала графической подготовки с учебно-профессиональной деятельностью курсантов должно обеспечить:

  1. осознание и осмысление значимости графической подготовки для решения конкретных учебно-профессиональных задач;
  2. формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность, реализуя в ней приобретенный графический потенциал;
  3. формирование технического типа мышления, предполагающего в основе хорошо развитое пространственное мышление, предопределяющее творческий потенциал военного специалиста;
  4. формирование мотивационно-ценностного отношения к необходимости развития профессионально-личностных качеств и способностей средствами графической подготовки;
  5. владение необходимым объемом конструкторско-графических знаний, умений и навыков, взятых в единстве и взаимодействии с военно-профессиональной направленностью;
  6. развитие общеучебных (обобщенных) умений – управленческих (целеполагание, планирование, организация, контроль и анализ), информационных (нахождение, переработка и использование информации), логических (структуризация содержания учебного  процесса, постановка и решение учебных задач), коммуникативных (осуществление различного рода контактов между участниками совместной деятельности).

Одним из важных методологических подходов в разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза является деятельностный подход. Деятельностный подход предполагает синтезированное отношение к курсанту как к объекту педагогического воздействия и как к субъекту самостоятельной познавательной деятельности, являющейся основой становления его как личности и как специалиста. Деятельностный подход определяет организацию подготовки военного специалиста на основе модели предстоящей деятельности, активизацию включения курсанта в многообразные профессионально-педагогические отношения. Он направлен на преодоление субъективной позиции будущего военного специалиста, формирование познавательной активности, самостоятельности, готовности к самообразованию [6].
Применительно к исследованию процесса формирования графической компетенции курсантов суть деятельностного подхода заключается в следующем:
1) обучение происходит в процессе учебно-профессиональной деятельности обучающихся, а содержание обучения осваивается в строгой последовательности, поэтапно и основывается на активности курсантов;
2) в процессе учебно-профессиональной деятельности возникают субъектно-субъективные отношения между преподавателем и курсантами, между курсантами (сотрудничество);
3) формирование графических знаний, умений и навыков происходит за счет обеспечения сознательного и управляемого овладения содержанием дисциплины «Инженерная графика»;
4) деятельность преподавателя направлена на максимально полное раскрытие потенциала курсантов, способность самому создавать ориентировочную основу действия при решении графических заданий.
Таким образом, деятельностный подход к обучению в процессе графической подготовки способствует развитию познавательной активности курсантов за счет преобразованного отношения к объекту деятельности, овладению целостной учебно-познавательной деятельностью, созданию дидактических и психологических условий осмысления учения, включение в него курсантов на уровне субъекта познания и учебно-познавательной деятельности [7].
В последнее десятилетие в свете гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Основной принцип  личностно-ориентированного подхода состоит в признании личности обучающегося в образовательном процессе. Условия для интеллектуально-ценностного развития обучающегося как свободной индивидуальности создаются благодаря учету его личностных особенностей и вовлеченности в процесс обучения.
В военно-профессиональном образовании личностно-ориентированный подход предполагает учет мотивационных и возрастных особенностей курсантов, стимулирование активности самой личности. Особый интерес представляет изучение мотивационной готовности первокурсников к учебе, совмещенной с несением воинской обязанности, так как именно профессиональная мотивация, мотивационная готовность оказывает решающее влияние на эффективность обучения курсантов и впоследствии их деятельности как специалистов при выполнении военно-профессиональных   обязанностей [8].
В отношении графической подготовки личностно-ориентированный подход помогает решить следующие задачи:
1) изменить взгляд преподавателя и курсанта на свою роль и позиции в процессе формирования графической компетенции;
2) предложить необходимый характер межличностного взаимодействия курсанта и преподавателя, с другими курсантами в фазе партнерства;
3) продолжить поиски повышения графического образования в направлении учета индивидуальных способностей и поиск средств самореализации личности в профессиональном становлении.
Таким образом, личностно-ориентированный подход к обучению инженерной графике в военном вузе способствует осуществлению дифференцированного отбора средств, форм и методов организации образовательной и воспитательной деятельности в процессе графической подготовки с учетом личностных и индивидуальных особенностей курсантов, уровня их интеллектуальной, ценностно-смысловой готовности к обучению, самообразованию и самовоспитанию [9].
Компетентностный подход используется для данного исследования в качестве теоретической базы и методологической основы построения модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза. Под компетентностным подходом к профессиональному образованию следует  понимать единую систему определения целей, отбора содержания, организационного и технологического обеспечения процесса подготовки специалиста на основе выделения специальных, общих и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность профессиональной деятельности [1].
Несомненным плюсом внедрения компетентностного подхода в систему образования является реализация личностно-ориентированного, деятельностного и технологического подходов в образовательном процессе. Компетентностный подход помогает приблизиться к решению проблем целеполагания в обучении, мотивации и личностного отношения к учебно-познавательной деятельности самого обучающегося, перехода от адаптационного способа жизни (когда человек приспосабливается к новым условиям, профессии) к способу профессионального развития; самооценки курсантов, их рефлексии личностной познавательной деятельности, профессионального развития, развития собственных профессионально значимых качеств [10].
Компетентностный подход к построению модели формирования графической компетенции курсантов предполагает отражение в ней двух сторон готовности к графической подготовке: деятельностной и личностной. Поэтому целеполагание на уровне моделирования включает два этапа:
– построение модели деятельности военного специалиста (подготовка курсанта военного вуза к формированию графических знаний, умений и навыков и использованию их в учебно-профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО);
– определение на этой основе модели личности военного специалиста, в которую включаются необходимые профессионально-личностные качества и способности курсанта военного вуза, формируемые в процессе графической подготовки.
В условиях технологического подхода задачами любой фундаментальной подготовки в военном вузе становятся: обеспечение реального вклада каждого учебного предмета в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку выпускника к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; целостное и направленное формирование потребностей и умение использования его научного содержания, обеспечение мотивации к изучению всех дисциплин; развитие интеллекта на основе целостного подхода к обучению [11]. Сущность технологического подхода к обучению заключается в следующем:

  • в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике;
  • в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей;
  • в структурной и содержательной целостности технологии обучения, то есть в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов, не затрагивая другие;
  • в выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения;
  • в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.

Технологический подход к обучению в военном вузе обеспечивает достижение гарантированного результата (выполнение требований социального заказа) на подготовку военных специалистов с достаточно прочным базовым массивом специальных знаний и практических умений по всем направлениям их будущей военно-профессиональной деятельности. Цели раскрытия возможностей и развития военного специалиста в рамках технологического подхода требуют систематизации и структурирование содержания обучения с учетом знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессии [3].
На основании вышеизложенного, целесообразно выделить следующие тенденции реализации технологического подхода в формировании графической компетенции курсантов военного вуза:
- обеспечение достижения гарантированного результата графической подготовки курсантов с достаточно прочными базовыми графическими знаниями и практическими умениями и навыками по всем направлениям их будущей профессиональной деятельности;
- разработка профессионально-ориентированной технологии обучения в процессе графической подготовки как образовательной технологии, позволяющей организовать учебный процесс с учетом военно-профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность курсанта, его интересы, склонности и способности;
- систематизирование и структурирование содержания графической компетенции с учетом знаний, умений и навыков, а также качеств личности, необходимых в будущей военной профессии.
Применение рассмотренных подходов позволяет сконструировать теоретическую модель формирования графической компетенции курсантов военного вуза, которую целесообразно представить в виде системы элементов, раскрывающих структуру графической подготовки, структурно-функциональный состав всесторонней подготовки и личностного становления курсанта, а также внутренние и внешние взаимосвязи, объединенные общей целью.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.В. Сыманюк, // Высшее образование в России. – 2005. – № 4, – с. 23–30.
2. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8.
3. Образцов П.И. Дидактика высшей военной школы [Текст]: учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. – Орел.: Академия Спецсвязи России, 2004. – 317 с.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Издательство ИПО МО России, 1995. – 336 с.
5. Байденко В.И. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко // Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 103 с.
6. Давыдов В. П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В.П. Давыдов, О.Х. Рахимов // Инновации в образовании. – 2002. № 2. – с. 62–83.
7. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М., 2001. – 384с.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированиое обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. [Текст] / И.А. Зимняя. – Ростов-н/Д, 1997. – 480 с.
10.Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования [Текст] / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 1. – с. 58–61.
11. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Текст]: учебное пособие / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 275 с.