Аудит системы управления персоналом малого предприятия
Аннотация
Предлагается авторская методика комплексного аудита системы управления персоналом малого предприятия, в основе которой лежит использование известных моделей стратегического бизнес-планирования: П.Херси и К.Бланшара, Л. Портера для оценки организационной и личностной приверженности сотрудников кадровой стратегии организации, анализ организационной структуры управления и существующей системы мотивации и стимулирования по предлагаемым критериям с целью выявления факторов, характеризующихся неустойчивыми и критическими состояниями бизнеса.
Ключевые слова: система управления персоналом, диагностика, аудит персонала, стиль руководства, ситуационная модель П.Херси и К.Бланшара, микромодель управленческих отношений, вопросник Л. Портера, уровень приверженности персонала, организационная структура управления, система мотивации08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Эффективность функционирования малых предприятий зависит от многих факторов, среди которых важнейшими являются квалификация персонала, его заинтересованность и умелое руководство им. Особенностями малых предприятий являются небольшой штат сотрудников (не более 10-20 человек) и совмещение некоторыми из них должностных обязанностей, что не всегда дает желаемый результат. При этом руководством подобных организаций не уделяется или практически не уделяется должного внимания вопросам комплексного аудита и в частности анализа системы управления персоналом. В силу актуальности данной проблемы автором предлагается интегральная методика проведения аудита системы управления персоналом малого предприятия, состоящая из нескольких этапов:
- определение стиля руководства с помощью ситуационной модели П.Херси и К.Бланшара [1], в которой особое внимание уделяется такой характеристике подчиненных менеджера, как степень их готовности к выполнению рабочих задач. Сотрудники с низким уровнем готовности в силу слабых способностей к обучению или ненадежности в сравнении с работниками, характеризующимся высоким уровнем готовности, определенной квалификацией, желанием трудиться, уверенными в себе, нуждаются в ином стиле руководства;
- построение микромодели управленческих отношений, составляющих основу организационного управления, с целью выявления типа управленческий отношений в организации [2,3], которые проявляются как формализованные (автократические, бюрократические, технократические) и персонизованные (гуманизаторские, демократические, инноваторские), взаимно дополняя друг друга. Пример оценки по десятибалльной шкале формализованных и персонизованных структур управления малого предприятия на основе микромодели управленческих отношений показан на рисунке 1. Приведенная модель указывает на персонизованные отношения в фирме;
Рисунок 1 – Микромодель управленческих отношений организации.
3.определение уровня приверженности персонала методом опроса сотрудников по вопроснику Л. Портера [4,5], состоящего из 15 вопросов, сведенных в два блока: 9 вопросов – прямые, утвердительные ответы на них (со знаком«+») свидетельствуют о наличии приверженности; остальные 6 сформулированы в негативной форме, утвердительные ответы на них (со знаком «-») свидетельствуют об отсутствии приверженности, или отчужденности. Шкала оценок ответов на вопрос в абсолютном значении приведена в таблице 1.
Таблица 1. Шкала оценок степени приверженности
полностью не согласен |
умеренно не согласен |
в слабой степени не согласен |
затрудняюсь определить, согласен или нет |
в слабой степени согласен |
умеренно согласен |
полностью согласен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Максимально возможное значение суммарного индекса приверженности сотрудника равно , а максимально возможная величина суммарного индекса организационной приверженности равна , где N – количество всех сотрудников организации.
При анализе результатов исследования рассчитываются:
- индекс приверженности i-ого сотрудника: , где j – номер вопроса, vij – ответ i-ого сотрудника на j-ый вопрос;
- суммарный индекс организационной приверженности: ;
- коэффициент приверженности персонала: . Для его анализа в таблице 2 предлагается шкала оценки.
Таблица 2. Шкала оценки приверженности персонала организации
Коэффициент приверженности (%) |
0-20 |
20-40 |
40-60 |
60-80 |
80-99 |
Оценка степени приверженности |
крайне низкая |
низкая |
удовлетворительная |
хорошая |
высокая |
- среднее значение индекса приверженности сотрудника: .
В таблице 3 представлен пример результатов опроса сотрудников организации из 10 человек и значения показателей приверженности. Уровень организационной приверженности персонала – удовлетворительный. На рисунках 2-4 приведены результаты графической интерпретации результатов анализа приверженности персонала организации;
Таблица 3. Результаты оценок сотрудников по вопроснику Портера
№ вопроса Сотрудник |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
IPi |
IPi - IPср |
Директор |
7 |
6 |
-1 |
3 |
7 |
6 |
-2 |
7 |
-1 |
6 |
-2 |
-2 |
7 |
7 |
-1 |
47 |
15,1 |
Гл. бухгалтер |
6 |
4 |
-3 |
1 |
5 |
6 |
-2 |
7 |
-2 |
6 |
-1 |
-1 |
7 |
6 |
-1 |
38 |
6,1 |
Бухгалтер |
5 |
4 |
-4 |
5 |
4 |
3 |
-5 |
6 |
-4 |
5 |
-3 |
-2 |
5 |
3 |
-2 |
20 |
-11,9 |
Кладовщик |
5 |
3 |
-6 |
6 |
5 |
4 |
-3 |
4 |
-5 |
4 |
-5 |
-4 |
4 |
3 |
-2 |
13 |
-18,9 |
Секретарь |
6 |
6 |
-2 |
3 |
7 |
5 |
-6 |
7 |
-2 |
6 |
-2 |
-5 |
6 |
6 |
-1 |
34 |
2,1 |
Маркетолог |
6 |
7 |
-2 |
3 |
6 |
4 |
-3 |
5 |
-2 |
6 |
-2 |
-3 |
6 |
5 |
-1 |
35 |
3,1 |
Менеджер 1 |
7 |
5 |
-2 |
2 |
6 |
6 |
-3 |
4 |
-1 |
5 |
-3 |
-5 |
6 |
3 |
-2 |
28 |
-3,9 |
Менеджер 2 |
6 |
6 |
-1 |
3 |
6 |
5 |
-6 |
6 |
-2 |
6 |
-3 |
-6 |
7 |
5 |
-1 |
31 |
-0,9 |
Менеджер 3 |
6 |
6 |
-2 |
1 |
5 |
6 |
-5 |
5 |
-2 |
6 |
-2 |
-4 |
7 |
6 |
-1 |
32 |
0,1 |
Менеджер 4 |
7 |
7 |
-1 |
2 |
7 |
6 |
-4 |
6 |
-1 |
6 |
-2 |
-4 |
7 |
6 |
-1 |
41 |
9,1 |
Показатели: |
индекс организационной приверженности |
OP |
319 | ||||||||||||||
максимально возможное значение ОР |
OPmax |
570 | |||||||||||||||
среднее значение индекса приверженности сотрудника |
IPср |
31,9 | |||||||||||||||
максимально возможное значение индекса приверженности сотрудника |
IPmax |
57 | |||||||||||||||
коэффициент приверженности персонала организации |
P |
56% |
Рисунок 2 – Индексы приверженности сотрудников организации
Рисунок 3 – Оценки сотрудников по отдельным вопросам
Рисунок 4 – Отклонения личных индексов приверженности персонала от среднего по организации показателя индекса приверженности
В результате анализа можно сделать выводы о степени удовлетворенности сотрудников своей деятельностью и профилем деятельности, которым они занимаются, о степени лояльности сотрудников к организации; провести анализ оценок по отдельным блокам вопросника и выявить проблемы в системе управления персоналом, получить оценку существующих в организации системы мотивации и кадровой политики;
4. анализ организационной структуры управления и мотивации для оценки по десятибалльной шкале качества оргструктуры управления и существующей системы мотивации посредством анкетного обследования всем персоналом их характеристик. В качестве оцениваемых характеристик оргструктуры управления предлагаются [6]: 1-формализация, 2-централизация, 3-интеграция, 4-партисипативность, 5-делегирование полномочий, 6-участие в распределении прибыли, 7-упорядоченность потоков информации, 8-доступ к информации, 9-информированность лиц, принимающих решения, 10-удовлетворенность работой, 11-мотивация, 12-обучение и усовершенствование, 13-личные качества управленческого персонала, 14-профессиональные качества управленческого персонала, а для анализа мотивации - факторы, способствующие удовлетворенности трудом: 1-трудовые успехи, 2-признание заслуг, 3-процесс труда, 4-степень ответственности, 5-служебный рост, 6-профессиональный рост, 7-гарантия сохранения работы, 8-социальный статус, 9-трудовая политика фирмы, 10-условия труда, 11-отношение начальника, 12-личные склонности, 13-межличностные отношения, 14-зарплата. Шкала оценок средних значений характеристик оргструктуры и оцениваемых факторов мотивации указана в таблице 4.
Таблица 4. Шкала оценок средних балльных показателей характеристик
Средний показатель оцениваемой характеристики |
0-3,5 |
3,5-5 |
5 |
5-6,5 |
6,5-10 |
Оценка реального уровня |
низкий |
средний |
норма |
средний |
высокий |
По результатам опроса строятся диагностические профили оргструктуры (например, рисунок 5) и системы мотивационных факторов (рисунок 6), анализ которых позволит выявить проблемные поля менеджмента, характеризующиеся неустойчивыми и критическими состояниями исследуемых факторов.
Рисунок 5 – Диагностический профиль организационной структуры
Рисунок 6 – Графическое представление результатов оценки мотивационных факторов
Применение предлагаемой методики, интегрально соединяющей в себе известные методы и подходы аудита системы управления персонала, позволит руководителям малого бизнеса проводить аудит персонала организации и повысить эффективность управления системой персонала.
Список источников:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 4-издание. М.: Экономист, 2006.
2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 2009.
3. Тибсон Джеймс Л., Иванцевич Дж., Донелли Дж.Х.-мл. Организация: поведение, структура, процессы. М.: Инфра-М, 2006.
4. Mowday R.T., Porter L.W., Steers R.M. Employee-organization linkages. New York: Academic Press, 1982, c. 219-229.
5. Магура М.И. Формирование приверженности работников своей компании / Управление персоналом - 2004, №4.
6. Долятовский В.А., Ситников Р.В. Системный анализ в управлении фирмой: Учебное пособие. - Ростов н/Д: РГЭУ, 2000.